С чего начинается счёт

ОБРАЩЕНИЕ КОЛЛЕГИ:
«Коллеги! Нужен совет. Мальчик 14 лет ЗПР, эпилепсия не может научиться считать даже в пределах 10 (и то – только по линейке). Пришёл ко мне 2 недели назад.

Я начала с самого начала: «1 и много», «цифра и множество» и т.д., всё равно не понимает.

Помогите, пожалуйста, советом». (С)

ОТВЕЧАЮ.

“1 и много”, “Число и цифра” — это не самое начало в развитии человека, если руководствоваться теорией культурно-исторического развития.


Гораздо раньше мы проходим в формировании понятия числа следующие этапы.


1) • НА УРОВНЕ ТЕЛА воспринимаем:
_одна рука – одно тело – один нос – один пальчик – один пупок – на этом этапе всё время показываем ребенку 1 палец и озвучиваем громко и четко: “Один!” Предлагаем задания: “Дай мне один (кубик/мячик/карандаш)!”

2) • Затем в окружающем мире: _одна луна – одно дерево – один человек – одна сумка (Пора вводить вопрос “Сколько?” – указываем на одиночный предмет – озвучиваем сами и/или дожидаемся ответа от самого ребёнка).

3) • Далее ребенку демонстрируем карточки с предметными картинками и изображениями, например, «1 точки» (1 кружка); 1 геометрические фигуры; 1 любого предмета, то сами озвучиваем «один кружок»; «одна чашка» и пр., то задавая вопрос: «Сколько (кружков/чашек/точек…)?»

4) • Затем на картинках (с возможностью выбора групп предметов нужной численности).
Даны несколько разночисленных групп; задание: “Найди, чего тут “один”!” — это выделение обобщающего понятия “число один”, на этом этапе уже и цифру 1 можно вводить, но при этом не заставляя еще различать понятия «число и цифра». Можно просто говорить, чередуя понятия «цифра 1»/ «Знак, что тут только 1 предмет».

5) • Затем ребенок сам создаёт рисунки требуемого числа объектов (“Нарисуй 1 треугольник и 2 кружка”)

Как только на любом из вышеперечисленных этапов стало понятно, что ребенок стал понимать и вычленять в группах окружающих предметов множества с численностью, равной 1, и стал интуитивно воспринимать понятие «один» как число, можно вводить и понятие «ДВА» – по той же схеме.

Например, показывать: -два пальчика; – две руки, – два глаза, – две ноздри, – два уха, – две перчатки/рукавички – два сапога/ботинка, – два человека (быстро «схватывающим» идею числа детям можно и понятие «пара» ввести»).

И тогда на стадии показа предметных картинок уже чередуем картинки с ОДНИМ и ДВУМЯ объектами.

Это – самый первый этап в нормальном, традиционном пути развития арифметических способностей у детей.


А понятия “число” и “цифра” для акалькуликов – детей, чьи способности к усвоению математических понятий крайне затруднены, лучше вводить на гораздо более позднем этапе – когда ребенок доберётся до многозначных (двузначных) чисел.
Тогда объяснение смысла понятия “цифра”, его дифференцировка от понятия “знак” становится более органичным и доходчивым.

С уважением,
Наталия Юрьевна Луканова
12 сентября 2023г


1 комментарий к “С чего начинается счёт”

Оставьте комментарий