По страницам прошлого на страницы настоящего

Старшее и младшее поколение читающих людей

Насколько я помню, мои мама и папа читали всегда и по многу. Но так было раньше и было у всех. Советский Союз. Читающая страна. За книгами стояли в очередях. Книги дарили на день рождения не только маленьким, но и взрослым и такой подарок считался дорогим не только по стоимости, но и для души.

Сначала в моей семье было не очень много книг, так как их трудно было достать. Но постепенно «добытые» и подаренные книги заполняли собой сначала самодельные книжные полки, а потом и полки в «стенке», которая находилась в зале.

Детям, пока они маленькие всегда читают сказки… Вот и мой папа читал мне часто. При этом, он основательно устраивался на кровати, подкладывал под голову подушку, ставил книгу на грудь и начинал читать мне русские народные и авторские сказки. У него был тихий грудной голос. Читая, он запинался на буковках, возвращался к прочитанному, спрашивал о том, что я поняла. А я часто тихонько засыпала под его спокойный голос, представляя уральские малахитовые плашечки Бажова и козлика с серебряным копытцем. Папа был родом с Урала. Мама читала мне «беларускiя казкi». Она усаживалась на край дивана или стула, и живо, с выражением, очень быстро, будто спеша, читала мне на белорусском языке. Мы тогда жили в Витебске, в Белоруссии. Под такое чтение не заснёшь. Но зато от маминой манеры читать у меня всегда поднималось настроение и мне хотелось куда-то бежать и что-нибудь свершать. Самой же читать мне сооовсем не хотелось. А зачем? Когда мама и папа так здорово читают…)))

Кто ж любит читать в детстве самостоятельно? Никто… Нет – любят, конечно, но так редко и так нечасто. Я даже не могу вспомнить…, ни одного из своих друзей, кто бы сильно любил читать. Вооот, слушать – это да! Это – с бооольшим удовольствием. Особенно на ночь. Особенно, когда дождь на улице и пахнет осенью. И тем более, когда в книге много красивых картинок, и их можно не спеша разглядывать, пока папа не перевернёт очередную страницу.

Но время шло… Я повзрослела. Я даже уже умела сама читать, так как я окончила первый класс. На лето к бабушке в деревню я увезла бооольшущий список по литературному чтению, по которому должна была осилить десяток, не меньше, книг… к приезду родителей. А когда было читать? Если погода самая летняя, самая классная и про библиотеку в деревенском клубе никто из нас, детей, ни разу не вспоминал. Естественно, к тому моменту, когда должны были приехать мои родители, ни одной книги не было прочитано. Хорошо, что бабушка успела меня предупредить о том, что скоро приезжают мама и папа. Я резко замедлила темп своей жизни и со всех ног побежала в библиотеку. Взяла первую книгу по списку и тут же, возле полок, начала читать, приведя в изумление библиотекаршу тётю Машу. Сейчас я не помню, что это была за книга. А это значит, что я читала без удовольствия. Так было надо. Читая, думала о том, что больше всего на свете я хотела бы сейчас бегать по деревенским полям и лугам, с подружками и друзьями.

Прошло немного времени, когда по приезду в город, в начале второго класса, мне на глаза попалась тонкая книжка с весёлыми картинками. Я нашла её во время уборки в своей комнате. Она была старенькая, потрёпанная, но очень весёлая – судя по картинкам. На картинке был нарисован дядя Сева, который вёз на шее смеющегося ребёнка. Мне стало интересно – а что же они делают? Чему веселятся? И вот, стоя на четвереньках, на полу, подперев подбородок руками, я прочла всю книгу – от начала до конца. И оказалась в полном восторге: оказывается, в книгах могут описываться такие весёлые события! И их можно представлять! И можно получить такое же удовольствие, как будто бы я сама сидела на шее этого дядьки и играла с ним в веселую шумную игру. Я до сих пор помню эти ощущения, это счастье и эту радость, которые доставляют именно хорошие, весёлые, милые детскому сердцу книжки. С тех пор я читаю всегда. Я читала всё, что можно было прочесть интересного.

В третьем классе я уже делала вид, что делаю уроки, а сама на коленях прятала «Карлсона» Астрид Линдгрен с его приключениями и давилась от смеха, чтобы мама ничего не заподозрила.

В пятом классе, когда мы переехали жить на север, я впервые прочла фантастические рассказы Владислава Крапивина и узнала, что есть замечательные книги-фантазии. Естественно, что потом я прочла всю имеющуюся в городе библиотеку Александра Беляева. В это же время я «проглотила» произведение Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и потом долго ещё перечитывала любимые эпизоды, пока «не выросла из этой книги».

В девятом классе я уже зачитывалась нашими русскими классиками, о которых увлекательно рассказывали любимые учителя по литературе. На уроках в красочных диалогах я читала своим нечитающим одноклассникам маленькие рассказы А.Чехова и давала им возможность поверить учителям, что оказываются «программные авторы» могут писать очень даже интересно!

А в десятом классе я перечитала всю зарубежную классику, которая встретилась на библиотечных полках нашего северного городка Радужный, забросив всех своих друзей и товарищей. Прочесть всё, что я хотела, не удавалось. Не было книг. Вернее – они были, но – под запись, на руках у жителей города. Выловить, когда же их сдадут в библиотеку, чтобы взять и самой прочесть, удавалось крайне редко. Так, вовремя не были прочитаны: «Всадник без головы» М. Рида, «Сын Зевса» Л.Ф. Воронковой и многие другие интересные книги. Но читалось всё, что печаталось в «Роман-газете» (до сих пор все номера этих изданий хранятся в нашей семье) и других журналах, которые выписывали родители: «Наука и жизнь», «Техника и молодежь», «Работница», «Крестьянка» и даже папин журнал «За рулём» (а чего уж, коль читать охота))). Так что, к окончанию школы я была достаточно начитанным человеком.

В дальнейшем, когда я уже училась в университете, я поняла три «очень важные вещи». На самом деле не три, а больше…(просто список до сих пор находится в стадии дополнения). Во-первых – для каждого возраста есть свои книги… То, о чём я мечтала прочесть в школе и читала в то время, когда я была почти взрослая – меня уже не вдохновляло: не было того интереса и того восторга, который можно испытать, когда читаешь произведение вовремя.

Во-вторых, надо успевать начитываться, пока учишься в школе. Это очень важно. Потом – не хватит времени. Например, если ты учишься в ВУЗе и учишься серьёзно. Есть плачевный шанс из-за интересной книги завалить экзамен (как произошло однажды у меня на втором курсе). А ещё, когда появляется семья и тем более ребёнок, то долгое время сил хватает только на детские книжки.  

В-третьих, оказалось, что по сравнению с однокурсниками, у меня не было проблем с русским языком. Я визуально помнила прочитанные слова, не помня самих правил русского языка. Были… небольшие проблемки, но они шли не в счёт, по сравнению с тем, когда из-за серьёзных проблем с русским языком на наш курс чуть не взяли будущего одного из самых лучших студентов (после окончания ВУЗа он остался там преподавать). Он написал сочинение с такой «горой» орфографических ошибок, что только после апелляции и личной беседы его родители смогли убедить проверяющую комиссию, что он почти гений в математике и из-за оценки по русскому языку очень обидно не пройти по конкурсу. В последствии так и оказалось… Но в моей жизни – это первый и последний такой пример, когда русским языком жертвовали во имя другой, не менее значимой дисциплины. Сейчас, к сожалению, чаще всего вообще нечем жертвовать в среде молодых людей. Русский язык, на мой взгляд, находится на задворках и среди интересов молодёжи, и в расписании школьных уроков. И вина здесь не только родителей, которые не могут привить любовь к чтению у своего ребёнка, и не только учителей, которые не могут заставить читать своих учеников. Здесь всё вместе…

Домашний кабинет

Возьмём нашу семью. Я – читающая мама. Сын, которому недавно исполнилось десять лет. С самого рождения я прививаю ему любовь к чтению: читаю на ночь… до сих пор (правда, теперь не так часто). Читаю с увлечением, с выражением, разыгрывая голосом роли, которые прописаны в сказке или теперь уже в рассказе. В итоге к четырем годам сын знал наизусть всё «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «А что у вас?» С. Михалкова, мог оперировать многими пословицами и внятно излагать свои мысли. К настоящему времени, я прочла ему «Маугли» Р. Киплинга, басни И.А. Крылова и многое, многое другое.

Я долгое время мечтала увидеть, как мой ребёнок будет радоваться чтению «Карлсона». Но, увы… Да, прошлым летом он прочёл его всего, даже смеялся, но читал «его» только потому, что это произведение вошло в список летнего чтения и я, его родитель просто напросто «заставляю» своего сына читать не меньше часа каждый день. Он самостоятельно прочёл несколько книг… Но до сих пор не любит читать. А почему? Я долго размышляла над этим вопросом. Оказалось, что ответы лежат на поверхности.

Потому, что это «уже неинтересно, несовременно, скучно» – как отвечает мне мой Илья, – «не то, что современные мультфильмы и фильмы». Там все и всех легко побеждают, выигрывают сомнительные призы без зазрения совести, без тени сомнения, без размышлений и притязаний на философию мира, реальности и правды жизни. «А зачем думать, прыгать надо…», – как говорила обезьяна в анекдоте. Увешанные оружием телевизионные и компьютерные супермены, заставляют представлять наших детей, что они стали супер-героями: трансформерами, «железными» человекам и «пауками». Чего только «стоят» компьютерные игры! Если не задать время игры на планшете, то из неё «не выйдет» ни один ребёнок – даже поесть. А зачем? Ведь, надо быстрее пройти уровень, чтобы: обогнать, допрыгнуть, взять, и самое страшное, если – убить… Сейчас агрессия – это двигатель «прогресса». И она – она тянет к себе, заманивает, расставляя сети и ловушки из современных достижений науки и электронной техники. В книгах всего этого нет. Поэтому и книг нет, и книжных полок в домах тоже – нет. Обратите внимание на современные семьи, когда придёте к ним в гости. Сколько в их домах находится книг? Кто их читает?

В прошлую субботу к сыну на день рождение не пришёл друг. Оказывается, ничего страшного не произошло, и он не заболел, и не сидел с маленькой сестрёнкой. Всё просто. Он проходил очередную миссию в компьютерной игре. На следующий день, когда Илья пришёл к нему домой, он так и сидел за прохождением следующего тура.

Ничуть не лучше игрушки, которые продаются в магазинах – продолжение историй с мультфильмами, фильмами и компьютерных игр. Время добрых книжных героев ушло и пока ещё не вернулось. А так хочется верить, что скоро в них возникнет потребность, потому что, уж очень много агрессии в современное время впитывают наши дети. Поэтому и бьют легко, поэтому и кричат, и огрызаются со взрослыми, не хотят учиться, и даже разучились дружить. Этому практически не учат ни современные фильмы, ни компьютерные игры. И жаль, что книги дарить уже не престижно. Дети от такого подарка и вовсе в слёзы ударяются. Мы не отчаиваемся и продолжаем читать, рассказывать и пересказывать… Следующая книга, которую я собираюсь прочесть своему сыну – «Поллианна» Элионор Портер. И пусть он сначала будет отказываться от неё, будет просить прочесть что-то другое или просто полежать… Ну, что ж… Знаю. Готова к этому. Но, как только я дойду до первых диалогов этой маленькой девочки, сын притихнет, повернётся набок и начнёт очень внимательно слушать. Потом – смеяться. А потом просить прочесть ещё чуть-чуть…

Наталья Владимировна Марьинских-Деева

23 марта 2015 года

Моя первая книга – Русские народные сказки.
Илье 2 годика.
«У мамы книжки интереснее…»
Илье три годика
«И у меня тоже есть своя книжная полка».
Илье три с половиной года
Иллюстрации к прочитанным сказкам.
Заодно учим пословицы и буквы.
Илье четыре года.
Растёт Илья, растёт и книжная полка.
Илья в 1 классе.
«Любимая энциклопедия, подаренная когда-то родителями на день рождения».
Перед сном во 2 классе
Положенный час за чтением книг рядом с мамой и любимым котом.
Илья окончил 2 класс.
Подготовка к реферату.
Илья, 2 класс.
«В маминой библиотеке за просматриванием словарей».
Илья, 3 класс.
«Мама готовится к родительскому собранию».
«Мама. Читает и читает. Везде и всюду, даже на море».
Положенный час чтения «Карлсона».
После моря. Обеденный перерыв.
Илья после 2 класса.
«Уррра! Пришёл журнал. Смотрим сразу и на улице».
Теперь сидит дома и болеет.
Илья уже учится в 3 классе Шугурской школы, а я фотографирую его из окна,
пока он не видит!

2 комментария к “По страницам прошлого на страницы настоящего”

  1. Наталия Юрьевна Луканова

    Натуль, стану первым твоим другом, который полюбил читать сразу – как только научился, понял, как буквы складываются в слова, а слова – в мысли и образы.
    Моя мама тоже мне читала – каждый вечер, перед сном, обязательно (пока я не полюбила читать себе сама).
    И это было лучшее время моей жизни – ведь мы сидели на кровати рядышком, и я могла прислониться к ней, чувствовать ее тепло и любовь, и никто и ничто не могло нас разделить в эти минуты, они были священны!
    Спасибо тебе и за фото сынули, Илюши, за этот милый диафильм о твоём растущем сынишке, за репортаж о формировании его любви к книге. Через тернии к звёздам! ;-) :rose:

Оставьте комментарий